Ждём вас в НИИ «ВОСХОД»

Друзья!

На рынке труда в ИТ-отрасли сложилась непростая ситуация: многие зарубежные компании покидают Россию и закрывают представительства. Мы хотим поддержать российских специалистов и готовы предложить работу у нас.

Мы ищем разработчиков, ИТ-архитекторов, аналитиков, тестировщиков ПО, системных администраторов, технических писателей и других профессионалов.

К нам могут приходить как отдельные специалисты, так и целые команды.

5 главных препятствий импортозамещения ИТ-решений.

15.05.2018

Источник: TAdviser «Импортозамещение информационных технологий в России»


Основные препятствия на пути замены иностранных ИТ-решений отечественными, о которых говорят участники ИТ-рынка в 2018 году, заключаются в отсутствии полноценных российских аналогов в ряде областей, нежелании пользователей менять уже сложившиеся привычки работы, а также нехватке компетенций у ИТ-специалистов. Немаловажными факторами, сдерживающими импортозамещение, также являются ограниченные ИТ-бюджеты заказчиков, разобщенность отечественных систем и небольшое количество «историй успеха» удачных миграций. 

1. Отсутствие полноценных российских аналогов

В ряде направлений отсутствуют отечественные решения, способные на качественном уровне заменить западные системы. Кроме того, российское ПО может не подходить для решения конкретных бизнес-задач или не интегрироваться с иностранными системами, которые невозможно заменить российскими аналогами.

«Поэтому переход должен быть поэтапный и в первую очередь касаться областей, в которых есть качественные российские решения, — считает Антон Мальков, член правления корпорации «Галактика». — А далее планомерно переходить к разработке и созданию отечественных продуктов в тех направлениях, где аналогов сейчас нет».

Максим Богданов, генеральный директор ГК «Аскон», считает, что недостаточный функционал российских продуктов и низкая конкурентоспособность в тех или иных сегментах ИТ-рынка — это объективная проблема, поскольку до некоторых задач отечественное ПО еще не доросло.

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Интертраст», рассказывает, что импортонезависимое ПО, как правило, строится на платформенном ПО с открытым кодом, а оно уступает по своим характеристикам коммерческому ПО, в которое вкладывается больше средств и ресурсов.

«Например, PostgreSQL насчитывает по всему миру около тысячи разработчиков, большинство из них работает время от времени. В Oracle непрерывно и целенаправленно работают десятки тысяч человек уже несколько десятков лет» — приводит пример Вадим Ипатов.

По словам Василия Бабинцева, директора по маркетингу Directum, многие российские разработчики были вынуждены пересмотреть планы развития своих продуктов с учетом программы импортозамещения и отвлечь ресурсы от разработки новых технологий.

«Включение разработок в реестр отечественного ПО требует работы по приведению самого продукта в соответствие с требованиями поддержки СПО. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: технологические компании рискуют увеличить отставание от западных решений, замедлив программы перспективных исследований в пользу соответствия формальным критериям программы импортозамещения, которая как раз была призвана повысить конкурентоспособность отечественного ПО» — замечает он.

2. Привычки пользователей и некомпетентность ИТ-специалистов

Еще одно препятствие на пути импортозамещения связано с неготовностью пользователей перестраиваться на работу с новыми решениями, отсутствием соответствующих компетенций у ИТ-специалистов, которые должны внедрять и поддерживать новые продукты, а также инертностью руководства, привыкших к определенным технологиям.

Так, Владимир Рубанов, управляющий директор «Росплатформа», называет инертность технических специалистов и директоров, привыкших к определенным наборам технологий и не обладающих достаточными знаниями и умениям для работы с чем-то новым, в числе главных препятствий на пути замещения иностранного ПО.

Леонид Коковин, директор управления по работе с региональными органами власти Softline, считает, что непросто менять привычки как на уровне пользователей импортозамещаемых решений, так и на уровне ИТ-специалистов, которые будут их внедрять и поддерживать. При этом, стоимость внедрения российского ПО, по его данным, сопоставима, а иногда и превышает стоимость продолжения использования зарубежного (стоимость ПО, стоимость внедрения, стоимость переобучения персонала, обслуживание).

«Сотрудникам, которые многие года работали в одной системе, трудно освоить новую внутреннюю ИТ-инфраструктуру. А для компаний, в которых преобладают традиционные бизнес-процессы, решающим станет вопрос цифрового доверия перед привычными действиями. Тем не менее, в обоих случаях необходимы подготовка высококвалифицированных кадров, которые помогут в сопровождении, а также расширение портфеля цифровых «скиллов» у самих сотрудников» — полагает Галина Ахмерова, заместитель генерального директора по коммерции и развитию бизнеса компании «БАРС Груп».

Александр Назаров, директор по продажам СЭД ТЕЗИС компании Haulmont, добавляет, что переход на отечественное ПО могут саботировать сотрудники, не желающие обучаться работе с новой для них системой.

«Замена ПО — трудоемкий процесс, который требует финансовых затрат и времени. Часто сотрудникам сложно перестроиться, привыкнуть к новым продуктам», — поясняет Александр Бабошин, заместитель руководителя ИТ-департамента «Российского аукционного дома».

3. Ограниченные ИТ-бюджеты

Замещение импортного программного обеспечения в эксплуатируемых системах в короткие сроки и без существенных финансовых затрат часто просто невозможно. Многие компании не могут одномоментно отказаться от зарубежных решений, которые внедрялись не один год, и перейти на отечественные системы. Кроме того, заказчикам сложно изыскать достаточно средств для подобной миграции.

«Для многих заказчиков существенную роль играет финансовый фактор — в их бюджетах было запланировано постепенное обновление ПО, а не радикальная замена ИТ-ландшафта предприятия», — поясняет Александр Назаров. Компания «Хоулмонт» в связи с этим идет навстречу заказчикам и предлагает значительные скидки на лицензии.

По мнению Сергея Браерского руководителя отдела информационной логистики «Страхового общества «Помощь», многие компании опасаются, что замена импортного ПО обойдется слишком дорого, а в условиях нестабильной экономической ситуации сложно выделить финансирование.

«Наш опыт показал, что цена отечественного программного обеспечения может быть доступной», — добавил эксперт.

Василий Бабинцев, директор по маркетингу Directum, также называет препятствием необходимость выделения отдельного бюджета на импортозамещение. Он добавляет, что переход с западных разработок на отечественные часто не приносит дополнительной эффективности — в новую систему переходят те же самые процессы, но при этом нужно потратить дополнительные ресурсы на внедрение и обучение персонала.

«Соответственно, импортозамещение нередко рассматривается как инвестиция только с точки зрения минимизации санкционных рисков. По нашему опыту заказчики быстрее выделяют бюджеты на программу импортозамещения, если это приносит явные выгоды: например, установленная западная система морально устарела, а новое отечественное решение обещает больше функциональных возможностей и большую эффективность процессов, которая со временем окупит затраты», — говорит представитель Directum.

Дмитрий Лившиц, генеральный директор «Диджитал Дизайн», при этом напоминает, что со стороны государства отсутствует дополнительное финансирование импортозамещения в сфере ИТ.

4. Разобщенность предложений отечественных производителей

Ряд экспертов называют основным препятствием разобщенность предложений отечественных производителей в противовес к импортозамещаемым решениям, которые часто друг с другом интегрированы и тем удобны для эксплуатантов.

При этом, как отмечает Леонид Коковин, директор управления по работе с региональными органами власти Softline, вопросы совместимости между собой программных продуктов и аппаратных платформ большинство заказчиков самостоятельно решать не готовы.

Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений КРОК, приводит примеры, когда российский продукт работает только поверх операционной системы Windows и несовместим с российскими дистрибутивами операционных системи или прикладное российское ПО, которое работает только с СУБД производства Oracle, еще не переведено на российские варианты баз данных.

5. Нежелание быть первопроходцем

Никто не хочет быть первопроходцем на тернистом пути использования непроверенных отечественных решений и набивать себе шишки, считает Екатерина Медведева, специалист по стратегическому маркетингу «АстроСофт».

«Многие российские разработки «молодые» по сравнению с иностранными, поэтому заказчики привыкли считать, что их опыта эксплуатации недостаточно, чтобы показать надежность продукта», — отмечает Александр Бабошин из «Российского аукционного дома».

Игорь Чижевский, заместитель руководителя департамента ФГБУ НИИ «Восход», также в числе препятствий видит отсутствие существенного количества «историй успеха». В результате заказчики опасаются применять что-то, с чем никто не работал.

Антон Мальков, член правления корпорации «Галактика», полагает, что чем больше будет успешных проектов, тем больше компании будут перестраивать свои ИТ-стратегии в пользу отечественных решений. Все ждут демонстрации результатов уже стартовавших проектов, уверен он.

Другие препятствия

Среди других препятствий на пути импортозамещения российские эксперты называют сложившиеся, но далеко не всегда оправданные стереотипы, что западные решения лучше российских и сложившийся рынок бизнес-консультантов западных технологий, которым необходимо время для перестроения на отечественные решения.

Еще одна проблема — это «заточенность» уже имеющейся инфраструктуры под решения иностранных вендоров, и как следствие — существенная дороговизна перехода на отечественные или свободные решения.

Помимо этого, у многих отечественных компаний по сравнению с крупными западными вендорами зачастую отсутствуют существенные возможности по лоббированию и продвижению собственных ИТ-решений. Другие же попросту не успели выстроить отлаженную цепочку, обеспечивающую продвижения созданных продуктов, включающую маркетинговую составляющую, продажи через партнерские каналы и сервисную поддержку. Из-за этого они неизвестны на рынке.