НИИ «Восход» принял участие в VII Инфраструктурном конгрессе в рамках Российской недели ГЧП 2020

01.10.2020

Руководитель центра развития инвестиций и государственно-частного партнерства (ГЧП) в цифровой экономике НИИ «Восход» Надежда Кострюкова на VII Инфраструктурном конгрессе в рамках Российской недели ГЧП 2020 выступила модератором стратегической сессии «Частные инвестиции в «Цифровую экономику». Подходы к проектам с учетом отраслевой специфики», на которой эксперты обсудили различные подходы к проектам государственно-частного партнерства и концессионным соглашениям с учетом отраслевых специфик.

В сессии приняли участие заместитель директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Минцифры России Алексей Карапузов, исполнительный директор InfraOne Виктор Афонин, партнер You & Partners Евгения Зусман, старший юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко, заместитель директора юридического управления ООО «Центр развития перспективных технологий» Ульяна Огородова, заместитель начальника отдела Минпромторга России Мадина Рабаданова, президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова, член правления, заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «Почта России» Екатерина Подберезняк. 


В фокусе внимания экспертов оказались федеральные проекты в сфере информационных технологий, которые можно реализовать путем привлечения частных инвесторов, в том числе на принципах ГЧП или концессии.

«Только на федеральном уровне насчитывается более 35 потенциальных проектов по созданию новых или модернизации существующих государственных информационных систем, по которым, по крайней мере, рассматривается применение механизмов государственно-частного партнерства или концессии. Безусловно, необходимость увеличения инвестиций, в том числе внебюджетных инвестиций, в цифровую экономику более чем в три раза, обозначенная еще Указом Президента Российской Федерации, способствует появлению все большего количества подобных проектов», – отметила в своем вступлении в начале секции Надежда Кострюкова. 

В сентябре этого года по инициативе Минцифры России Правительством Российской Федерации были внесены изменения в порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем (ГИС) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации. 


«Минцифры России поддерживает инициативы по реализации проектов ГЧП и концессии и старается найти возможности по их запуску. Для себя мы ставим показатель по запуску как минимум 1-го комплексного проекта федерального уровня на принципах ГЧП или концессии в год», – заявил в своем выступлении Алексей Карапузов. Он отметил, что важной задачей Минцифры является экспертное сопровождение запуска проектов ГЧП, включая их экспертизу на соответствие государственной политике в области информационных технологий, а также методическое сопровождение подготовки данных проектов.

Ключевым дискуссионным вопросом секции стал вопрос возможности и условий доступа к данным, содержащимся в государственных информационных системах со стороны частного партнера или концессионера. Участники сессии обозначили подходы к решению этого вопроса как путем обеспечения более детального регулирования режима обработки данных в законодательстве, так и путем реализации «пилотных» проектов с использованием возможностей регулятивных «песочниц». 


Подводя итоги сессии, эксперты отметили необходимость применения комплексного подхода при реализации ГЧП проектов в сфере ИТ, где с одной стороны необходимо продолжать совершенствовать законодательство, а с другой стороны развивать компетенции на публичной и на частной стороне, поскольку только квалифицированные кадры способны правильно и эффективно решить задачу по созданию и модернизации ГИСов с использованием моделей ГЧП и концессии.

Кроме того, в рамках VII Инфраструктурного конгресса Российской недели ГЧП 2020 Надежда Кострюкова выступила в качестве спикера на панельной дискуссии «Умные города: от создания отдельных объектов инфраструктуры к комплексным решениям», где рассказала о возможностях их реализации в рамках моделей ГЧП.

«Реализация ИТ-проектов «умного города» несет огромный потенциал и вариативность для всех участников проекта, поскольку предполагает не только создание объекта ИТ с нуля, но и переработку имеющихся в муниципалитете или регионе информационных систем, а также использование наработок частного инвестора», – рассказала слушателям дискуссии Надежда Кострюкова.

Эксперт НИИ «Восход» также отметила, что большая часть представленных инициатив в сфере цифровизации городского управления – это типовые муниципальные проекты с возможностью тиражирования. Однако их реализация с привлечением внебюджетных инвестиций через механизмы ГЧП и концессии требует доработки законодательства, поскольку на сегодняшний день такие механизмы недоступны для использования непосредственно муниципальными образованиями. Кроме того, законодательство не предусматривает механизмов, при котором в соглашении на стороне публично-правового образования выступают одновременно несколько лиц, то есть одновременно несколько муниципальных образований или субъектов. 

«Тем не менее, уже сегодня можно делать проекты ГЧП в сфере ИТ, не дожидаясь поправок в законодательстве. В целом, согласно статистике Национального центра ГЧП, на сегодня 20 проектов в ИТ-сфере реализуется в рамках заключенных концессионных соглашений. При этом для заключения большинства из этих соглашений был выбран иной объект из перечня возможных объектов концессии. Если говорить о примерах заключения соглашений о ГЧП и концессионных соглашений в отношении объекта ИТ, то сейчас уже 4 субъекта Российской Федерации активно применяют этот механизм: Свердловская, Московская, Амурская и Владимирская области. Каждый проект находится в различной стадии реализации. И мы видим, что два из них были инициированы потенциальными инвесторами через механизм частной концессионной инициативой (ЧКИ). Сейчас два субъекта из ЧКИ переходят в процесс конкурентных процедур, так как на предложение потенциального инвестора откликнулись другие участника рынка. В Московской области конкурентные процедуры прошли успешно и проект находится на стадии заключения. По нашему мнению, это хороший задел для применения инструментов соглашений о ГЧП и концессионных соглашений в сфере регионального и муниципального управления для внедрения и развития информационных технологий в том числе и в рамках проектов по созданию «умных городов», – добавила Надежда Кострюкова.