Руководитель центра развития инвестиций и государственно-частного партнерства в цифровой экономике НИИ «Восход» Надежда Кострюкова выступила на парламентских слушаниях в Совете Федерации ФС РФ, которые были посвящены теме «законодательного обеспечения совершенствования информационной инфраструктуры и цифровых технологий как условия опережающего социально-экономического развития страны».
В своем выступлении Надежда Кострюкова отметила, что реализация инвестиционных проектов в сфере ИТ предполагает использование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, инновационных технологий и других программно-технических средств, для разработки и внедрения которых требуются значительные финансовые вложения. Однако сегодня в России отсутствует достаточное финансирование со стороны публично-правовых образований, что приводит к необходимости привлечения частных средств.
Одним из таких инструментов, по словам Надежды Кострюковой, является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое позволяет стимулировать привлечение частных инвестиций. В настоящее время у госорганов есть потребность в комплексной технической, экономической и юридической поддержке по вопросам применения механизмов ГЧП в реализации соответствующих проектов, а также в развитии правовых и методических основ для применении механизмов ГЧП при реализации проектов в сфере ИТ.
Для решения этой проблемы в конце прошлого года НИИ «Восход» и Минкомсвязи России приняли совместное решение о создании на базе научно-исследовательского института Центра развития инвестиций и государственно-частного партнерства в цифровой экономике, который специализируется на развитии законодательных механизмов и методологической базы. Кроме того, в начале 2020 года представители НИИ «Восход» возглавили Рабочую группу по развитию механизмов соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений в сфере информационных технологий при Комитете РСПП по цифровой экономике.
Центр развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике совместно с участниками Рабочей группы провел анализ проблем и потребностей бизнес-сообщества, которые препятствуют реализации проектов с использованием механизмов ГЧП и концессии. По результатам проведенного исследования были сформированы конкретные предложения по внесению изменений в законодательство о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений.
«Во время анализа были определены основные проблемы. К примеру, невозможность муниципальным образованиям заключать концессионные и ГЧП соглашения в сфере ИТ. Это ограничение означает невозможность реализации большей части проектов в сфере цифровизации городского управления с привлечением внебюджетных средств. При этом мы считаем, что снятие запрета не создаст рисков бесконтрольного распространения информации из муниципальных информационных систем, так как законодательство о концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП уже содержит механизмы по их предотвращению. Так, концессионное соглашение предусматривает при создании информационной системы приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности непосредственно самим муниципальным образованием, а при заключении соглашения о ГЧП предусмотрен механизм согласования «сравнительного преимущества» с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в рамках которого может быть произведена оценка корректности распределения прав на РИД. Тем не менее, мы предлагаем при снятии ограничений обеспечить дополнительное нивелирование указанного риска путем утверждения на уровне Правительства Российской Федерации перечня ИТ-проектов, в отношении которых на муниципальном уровне может быть использован механизм ГЧП или концессии», – отметила Надежда Кострюкова.
Среди других выявленных проблем, озвученных представителем НИИ «Восход», была отмечена необходимость участия организаций, учрежденных публично-правовым образованием, в концессиях в части передачи прав использования, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также использования результатов применения РИД государственными (муниципальными) учреждениями.
Кроме того, по словам Надежды Кострюковой, отдельные проекты предполагают, что услуги концессионера или частного партнера будут приобретаться государственными и муниципальными учреждениями. При этом являясь, по сути, единственным поставщиком таких услуг, концессионер или частный партнер будут вынуждены участвовать в процедурах закупок этих учреждений. Очевидно, что такие процессы излишни и требуют дополнительных временных и кадровых ресурсов.
«Некоторые наши инициативны, основанные на выявленных проблемах, уже вошли в законопроект, вносящий изменения в Закон 149-ФЗ в части определения обладателя данных. На наш взгляд, данные изменения очень своевременные и необходимы для рынка ГЧП. Законопроект предлагает установить особенности создания, эксплуатации, модернизации ГИС на основании концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. Кроме того, в документе дается определение обладателя информации, без которого сложно представить дальнейшее развитие механизмов ГЧП при реализации проектов в сфере ИТ», – сказала во время своего выступления Надежда Кострюкова.
По итогам парламентский слушаний был разработан ряд рекомендаций. В частности, Правительству РФ предложено ускорить утверждение порядка ведения реестра социально значимых сервисов, проработать вопрос о внесении изменений в законодательство в части предоставления возможности органам местного самоуправления заключать концессионные соглашения с несколькими хозяйствующими субъектами в отношении объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.