Пресс центр

31/08/2009

Прайм-Тасс — БИТ

В связи с  15-летием ГАС «Выборы» директор ФГУП НИИ «Восход» Леонид Юхневич рассказал ПРАЙМ-ТАСС об истории и перспективах системы, а также о работе предприятия в области государственных автоматизированных систем.


Корреспондент: Леонид Александрович, в связи с  15-летием системы, расскажите об истории создания и сегодняшнем состоянии ГАС «Выборы».

Леонид Юхневич: Созданная ФГУП НИИ «Восход» Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» считается первой из крупных федеральных информационных систем, которая активно используется до настоящего времени и не имеет полных аналогов в мире. Система позволяет решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах, включая планирование подготовки проведения выборов, учёт избирателей, ввод сведений о кандидатах в депутаты, проведение голосования, подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов выборов. Используя систему, можно практически в режиме реального времени подводить итоги голосования и с помощью, например, телевидения доводить их до каждого гражданина России. Она остается единственной системой, функционирование которой полностью подкреплено законодательной и нормативной базами, включая отдельный Федеральный закон «О Государственной информационной системе Российской Федерации «Выборы». Более того, система полностью интегрирована в единое информационное пространство России.

На сегодняшний день с использованием системы проведено около 20 тысяч избирательных кампаний всех уровней. При этом ГАС «Выборы» не стоит на месте. Любые изменения в избирательном законодательстве на федеральном или региональном уровнях требуют оперативной доработки системы и её обновления на местах.

Жизнеспособность такой крупной системы объясняется тем, что ее создание осуществлялось с учетом требований российских и международных стандартов.

Создание ГАС «Выборы» началось с указа президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». В 1996 г. система успешно прошла предварительные испытания. Совместным решением ЦИК России и Комитетом по политике информатизации от 11 июня 1996 г. Т  106-р/580 ГАС «Выборы» принята в опытную эксплуатацию.

Для систем подобного масштаба существенным является принцип открытости, который был положен в основу создания ГАС «Выборы». Это позволило развивать систему без нарушения непрерывности её функционирования и архитектурных изменений.

ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами использовалась при проведении выборов в Государственную Думу РФ в 1995, 1999 гг и Президента РФ в 1996, 2000 гг. Принятие системы в эксплуатацию в июле 2000 г. явилось лишь юридическим оформлением пятилетнего периода её успешного функционирования. По результатам работ по созданию уникальной автоматизированной системы ведущие специалисты ФГУП НИИ «Восход» были отмечены правительственными наградами.

В сентябре 2001 г. ЦИК России была утверждена Концепция развития системы и в декабре того же года объявлены открытые двухэтапные конкурсные торги на выбор исполнителя работ по развитию ГАС «Выборы».

Решением конкурсной комиссии ФГУП НИИ «Восход» был назван победителем.

Усовершенствованная ГАС «Выборы» успешно использовалась при проведении выборов депутатов Госдумы ФС РФ четвёртого созыва 7 декабря 2003 г. и выборов Президента РФ 14 марта 2004 г. Использование ГАС «Выборы» в избирательных кампаниях заслужило высокую оценку председателя ЦИК России и имело положительные отзывы в СМИ.

В усовершенствованной ГАС «Выборы» была проведена сертификация программных изделий, комплексов и ГАС «Выборы» в целом. Сертификация является гарантией надежности системы и достоверности информации, предоставляемой системой пользователям. Постановлением ЦИК России от 23 июля 2004 г. усовершенствованная ГАС «Выборы» введена в постоянную эксплуатацию.

Концепция дальнейшего развития ГАС «Выборы» в 2005–2008 годах одобрена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Основными направлениями развития системы являлись: повышение уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий; расширение функциональных возможностей подсистем; совершенствование процессов эксплуатации и сопровождения системы.


Корр.: Каковы перспективы развития ГАС «Выборы»?

Л.Ю.: Изменения в избирательном законодательстве на федеральном или региональном уровнях, совершенствование средств вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций, защиты информации требуют обновления системы.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановлением 25 сентября 2008 г. Концепцию развития ГАС «Выборы» до 2012 года.

Федеральный центр информатизации при ЦИК России в июне 2008 г. объявил открытый конкурс на право заключения Государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы «Развитие ГАС „Выборы" до 2012 года. Стадия „Технический проект". Победителем этого конкурса стал НИИ „Восход".

В настоящее время завершена разработка технического проекта на развитие ГАС „Выборы" до 2012 года. Согласно проекту, основными направлениями развития системы являются: совершенствование нормативно-правовой базы использования системы; совершенствование структуры системы, в том числе выделение четырёх функциональных контуров, работающих в единой вычислительной сети; переход на перспективную аппаратно-программную платформу; расширение функциональных возможностей; совершенствование информационной безопасности.

В ГАС „Выборы" выделено несколько функциональных контуров: „Избирательные кампании"; „Повседневная деятельность"; „ Общественно-информационный"; „Регистр избирателей".

Целью выделения четырёх функциональных контуров, работающих в единой вычислительной среде ГАС „Выборы", является повышение эффективности работы различных групп пользователей в избирательных комиссиях, причем пользователи в соответствии со своими функциональными обязанностями имеют возможность работать в одном или нескольких контурах.

Кроме этого в рамках развития ГАС „Выборы" Институт выполняет ряд НИР, связанных с исследованием: правовых аспектов сопряжения ГАС „Выборы" с другими информационными системами, в том числе в целях организации юридически значимого документооборота с государственными органами и организациями; возможности автоматизации деятельности участковых избирательных комиссий в день голосования и ее практической реализации; технических возможностей дистанционного голосования на основе использования российских спутниковых систем связи и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС для отдаленных или труднодоступных местностей Российской Федерации и за её пределами; использования спутниковых систем связи типа „Гонец" для передачи данных из участковых и территориальных избирательных комиссий, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, с последующим вводом этих данных в ГАС „Выборы".

В рамках отработки новых информационных технологий в ходе проведения избирательных кампаний в единые дни голосования 12 октября 2008 г. и 1 марта 2009 г. был проведен электронный опрос избирателей.

12 октября 2008 года был проведен эксперимент с применением технологии опроса через сеть общего доступа Интернет при помощи компакт-дисков в г Новомосковск Тульской области. 1 марта 2009 года был проведен эксперимент с применением уже трех различных технологий — с использованием компакт-дисков и сети общего доступа Интернет в трех субъектах Российской Федерации: Волгоградской, Вологодской и Томской областях, электронных социальных карт и сети общего доступа Интернет в  Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и с помощью мобильных телефонов и сети GSM во Владимирской области.

Основная цель проведения экспериментов заключалась в отработке новых технологий для обеспечения: оперативности и надежности при передаче результатов голосования; активизации участия в выборах граждан, находящихся за рубежом; сокращения расходов на проведение выборов и референдумов.

Анализ результатов, проведенных экспериментов, показал, что разработанные технологии обладают хорошим потенциалом развития, позволяющим проводить полноценные выборов в труднодоступных местностях или за границей при условии внесения соответствующих изменений в законы Российской Федерации.


Корр.: Какие еще государственные системы разрабатывает и поддерживает НИИ „Восход"?

Л.Ю.: Помимо таких широко известных систем как Государственная система оформления, изготовления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения /ПВДНП/, ГАС „Правосудие", Общероссийский государственный информационный центр» /ОГИЦ/, «Восход» в 2008 г. совместно с МЧС России разработал и запустил в эксплуатацию в городе Курске систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Эффективность координации сил реагирования обеспечивается через организацию удобного вызова по принципу «одного окна», позволяющую позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Начало использования системы положено в Курской области, в рамках ФЦП Электронная Россия. К 2013 г. планируется развернуть Систему-112 во всех субъектах РФ.


Корр.: Каков парк оборудования, которым располагает НИИ «Восход» для обеспечения работы государственных систем?

Л.Ю.: Для проведения научно-исследовательских, опытно конструкторских и испытательных работ в Институте располагаются стенды Главных конструкторов ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», ГС ПВДНП и  экспериментально-моделирующие реконфигурируемые стенды /общей площадью более 1000 кв м/.

На территории «Восхода» располагается оборудование системы паспортно-визовых документов: Центр технологического обеспечения и антикризисного управления, Межведомственный резервный центр обработки данных, Главный удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи и центр обучения. Состав программно-технических комплексов Общегосударственного информационного центра /ОГИЦ/ обеспечивает работу Публичного и Межведомственного контуров для решения задач электронного взаимодействия «пользователь-ведомство», «ведомство- ведомство». Авторизация и идентификация пользователей обеспечивается развернутым удостоверяющим центром. ОГИЦ имеет собственную инженерную инфраструктуру, интегрированную с инфраструктурой ФГУП НИИ «Восход», и позволяющую дальнейшее наращивание ресурсов государственного информационного центра на единой технологической площадке.


Корр.: Как Вы оцениваете решение президента РФ об обязательном размещении во ФГУП «НИ Восход» госзаказа на поддержку системы паспортно-визовых документов нового поколения?

Л.Ю.: Мы понимаем большую ответственность, которая возложена на нас, как на единого оператора ГС ПВДНП. ФГУП НИИ «Восход» стоял у истоков создания Системы и продолжает ее обслуживать по сей день. Нами накоплен большой технический и кадровый потенциал, который позволяет нам с полной уверенностью сказать, что оформление и изготовление загранпаспортов нового поколения будет проходить четко и без сбоев.


Корр.: Правительство РФ распоряжением от 26 августа утвердило ОАО «Ростелеком» единственным исполнителем ряда мероприятий по созданию «электронного правительства». Как Вы относитесь к этому шагу?

Л.Ю.: Со своей стороны могу лишь сказать, что созданный в Институте Общероссийской государственный информационный центр /ОГИЦ/ технологически готов к использованию, называть его недействующим — неверно. Это была бы просто спекуляция и подмена понятий. На «Восходе» расположено уже созданное технологическое ядро «электронного правительства». Портал ОГИЦ является сутевым воплощением отсутствия административной составляющей «электронного правительства». Его можно критиковать, но что бы вы хотели там увидеть? Расписание приема граждан? Или что-то другое?

Процесс внедрения электронных услуг тормозит не отсутствие технологической базы, а отсутствие плановой и поштучной их реализации. Нет единого надведомственного куратора. В ведомствах нет заинтересованных лиц, ответственных за внедрение электронных регламентов. Есть список первоочередных услуг, которые будут переведены в электронный вид, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N  872-р и включающий в себя 46 услуг, но конкретно за внедрение каждой их них никто не отвечает. К созданию сложного электронного регламента подключается от одного до нескольких ведомств, как пример — паспорта нового поколения, в процессе оформления и изготовления которых задействованы Федеральная миграционная служба /ФМС/, Федеральная служба безопасности /ФСБ/ и целый ряд других ведомств, которые обмениваются между собой информацией. Таким образом, если «Ростелеком» решит «создавать все заново», не осознав сутевую проблему, которая находится вне его компетенции, они придут в ту же точку, в которой мы находимся сегодня, но потратив на это 3–4 года.