Пресс центр

14/08/2009

Газета «Весть» №290 (6128)

Калуга решила потягаться с Европой в деле оказания экстренной помощи

В скором времени телефоны 01, 02, 03, 04 больше не понадобятся. Что бы ни случилось — катастрофа на дороге, авария водопровода, разрыв газовой трубы или другое ЧП — достаточно будет, не задумываясь, позвонить по единому номеру 112. Опытный оператор, принявший вызов, тотчас разберется, какую службу необходимо экстренно послать на подмогу. Помощь придет вовремя независимо от того, кто звонил и откуда — автоматически будет определяться местонахождение звонившего, и вызываться будут нужные специалисты из ближайшего района, при необходимости — несколько разных служб. Такую задачу год назад поставило правительство России, и среди первых регионов, где будет отрабатываться проект «Система-112», находится Калужский регион. В число пилотных вошли также Курская и Астраханская области.

Сегодня заманчивые планы с единым телефонным номером 112 кажутся фантастикой — слишком многое предстоит сделать, чтобы реализовать их на практике, ведь все службы, охваченные новой системой, включая ЖКХ (водоканал, тепло- и электросети), должны работать как часы, и телефонная связь должна быть безотказной даже в условиях аварии на каких-то линиях. А если конкретно — чего у нас не хватает? Анализ был сделан федеральным государственным предприятием «Восход».

Этот научно-исследовательский институт, расположенный в Москве, является одним из ведущих российских институтов в сфере информатизации и в последние годы занимался такими автоматизированными системами государственного значения, как ГАС «Выборы», «Биопаспорта», «Электронная Россия». Теперь НИИ выиграл по конкурсу и стал головным исполнителем создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112. Координатором проекта в нашем регионе выступает Главное управление МЧС России по Калужской области.

Договор с НИИ «Восход» был подписан в апреле этого года, а в конце прошлой недели состоялось заседание рабочей группы, заслушавшей руководителя проекта от института Бориса Кропотина о перспективах развертывания системы на нашей территории. В октябре проектирование должно быть уже завершено, а к нынешнему моменту проведено предпроектное обследование области.

Как сообщил Борис Николаевич, по итогам проверки сделан вывод: операторы связи готовы предоставлять населению услуги по вызову на номер 112, но существуют участки, требующие модернизации сети связи. В проекте должны быть задействованы географическая информационная система области, многие банки данных, содержащие необходимые сведения, но существующие информационные системы и инженерная инфраструктура в большинстве случаев требуют модернизации для нужд «Системы-112». Поскольку планируется взаимодействие с различными службами, в том числе с антитеррористическими организациями, имеющими шифрованные линии связи, требуется интеграция с информационными системами МВД. Необходима также доработка нормативно-правовой базы.

Вообще обеспечение информационной безопасности является одним из важнейших элементов всей системы, на проектирование которой в этом году бюджет области выделил 15 миллионов рублей. В дальнейшем планируется, что финансирование будет вестись совместно с федеральным. Всего проект потребует чуть больше 200 миллионов рублей.

В процессе обсуждения докладчику было задано множество вопросов, касающихся предполагаемых достоинств новой системы. По замыслу авторов ее внедрение обеспечит не только удобство обращения в чрезвычайных ситуациях, но и сокращение времени реагирования на 15 — 25 процентов и значительное снижение числа пострадавших. Экономический ущерб по стране к 2013 году, когда планируется развернуть систему во всех субъектах России, должен снизиться на 10 — 15 процентов.

Есть еще и такое преимущество, как квалифицированное определение ложных вызовов, которые сейчас составляют солидную долю звонков — более 60 процентов! Естественно, такие «шутки» отвлекают немалые силы и средства. На примере Курской области, где внедрение «Системы-112» началось еще в прошлом году, видно, какое значение имеет опыт операторов — там уже достаточно успешно отделяют серьезные вызовы от ложных. Всего в области операторы службы 112, дежурящие круглосуточно, принимают от 800 до 1200 вызовов в день (возможность — 1600 вызовов).

В нашей области решено начать внедрение новой системы с областного центра, где в следующем 2010 году будет начато оснащение техническими и программными средствами.

Конечно, удобная «Система-112» потребует немалых расходов и значительных усилий со стороны многих служб. Будем надеяться, что внедрение единого заветного номера приведет, как и задумано, к уменьшению рисков и повышению безопасности всей нашей жизни.

Тамара КУЛАКОВА.

Игорь Саксаганский, заместитель начальника Главного управления МЧС по Калужской области:

Нашей области доверили отработку пилотного проекта — это не только честь, но и огромная ответственность перед всей страной за ожидаемый результат, так как от этого зависит вариант дальнейшего развертывания «Системы-112» в субъектах Российской Федерации. В 2011 году у нас намечена опытная эксплуатация, а завершение работ планируется к 2012 году.

Введение службы -112 в России имеет корни, общие со всей Европой: в конце 2008 г. Европейский союз уже ввел единый телефон 112 для использования в любой чрезвычайной ситуации в странах ЕС. Исследования показали, что операторы в Чехии, Испании и Великобритании сегодня отвечают на 97 процентов вызовов на этот номер в течение 20 секунд, в Нидерландах и Финляндии 71 процент «чрезвычайных» звонков принимаются к рассмотрению в течение 10 секунд. Во многих странах Европы обратиться за помощью можно на разных языках, в некоторых и  по-русски.

В 27 странах Европы со следующего года вводится система аварийного вызова «112» для всех новых легковых автомобилей. Она включится автоматически, если ни пассажиры, ни водитель будут не в состоянии это сделать. Сигнал будет передаваться из любой точки Евросоюза на центральный единый центр, где дежурный моментально определит место аварии и направит туда помощь. Эксперты полагают, что система позволит спасти тысячи жизней и сэкономить десятки миллиардов евро, уходящих на устранение дорожно-транспортных происшествий.

Телефоны экстренного вызова полиции, пожарных и других оперативных служб пока тоже действуют, но постепенно все должны перейти к единому номеру. У нас введение системы будет происходить по той же схеме.