Ждём вас в НИИ «ВОСХОД»

Друзья!

На рынке труда в ИТ-отрасли сложилась непростая ситуация: многие зарубежные компании покидают Россию и закрывают представительства. Мы хотим поддержать российских специалистов и готовы предложить работу у нас.

Мы ищем разработчиков, ИТ-архитекторов, аналитиков, тестировщиков ПО, системных администраторов, технических писателей и других профессионалов.

К нам могут приходить как отдельные специалисты, так и целые команды.

ФИНАНС № 20-21 (303-304) 08.06-21.06.2009 - Бизнес

09.06.2009

Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) создан юридически и технологически. Но министерства не торопятся к нему подключаться. Не хватает политической воли

Нормативной базы достаточно, чтобы уже начать что-то внедрять. Удостоверяющие цент-ры (УЦ) ОГИЦ трех уровней созданы и действуют. Также работают множество ведомственных УЦ, которые успешно выполняют свои задачи. Пример — сеть ФНС или ФСФР. Суть приказа № 41: теперь удостоверяющие центры всех ведомств можно объединить, подключившись по определенным правилам к корневому УЦ ОГИЦ и получив соответствующий сертификат. Тогда одна и та же электронно-цифровая подпись (ЭЦП) будет действительна во всех ведомствах, подключенных к ОГИЦ. По сути, нормативная база уже позволяет создать единое доверенное пространство ЭЦП для всей страны. Проблема, что сегодня нет закона, по которому электронные документы являются юридически значимыми. Их не примут в суде и других инстанциях.

Государство как корпорация

С моей точки зрения, проектом ОГИЦ предусмотрены все сценарии предоставления госуслуг и межведомственного взаимодействия, которые можно реализовать на практике. Но нет контролирующей организации. До сих пор управление государством заковано в вертикально-индустриальные министерские структуры, нацеленные на свои задачи. А система электронного правительства подразумевает взаимодействие всех ведомств. Как сейчас Минкомсвязи и тем более Росинформтехнологии, могут влиять на ФНС, МВД, ФТС или МЭР? Связисты в состоянии лишь предложить сервис.
В постановлении № 931 прописано, что министерства и ведомства обязаны подключаться к ОГИЦ. Но не подключаются. И это вопрос не технологический, а политический. Почему президент и первые лица говорят об электронном правительстве? Потому что хотят перестроить структуру управления государством. Государство можно рассматривать как корпорацию. Настали новые времена, для реализации любой задачи необходимо использовать проектное управление. При нынешней жесткой вертикальной структуре такой подход невозможен.
Мы создали несколько демонстрационных моделей регламентов, по которым ведомства могут перестроить работу для сотрудничества между собой и с гражданами в рамках единой электронной системы. Теперь очередь за чиновниками — они должны изменить свою систему работы. Среди наиболее активных ведомств, с которыми мы общаемся, могу назвать Минздрав, МЧС, МВД, Агентство кадастров недвижимости, ФСФР, Роспатент. Пассивно себя ведут те, у кого все в порядке, есть хороший информационно-вычислительный центр, и они сами предоставляют услуги. Например, Росстат владеет собственной информацией и зарабатывает на ней деньги. Им невыгодно выходить во внешнюю среду. Хотя Росстат должен пуб¬ликовать эти данные на портале.

Преодоление инерции

Развитие российской системы электронного правительства шло от инфраструктуры. В 2004 году ее вообще не было. Сначала был создан прототип федерального удостоверяющего центра, потом сам центр, его региональные подразделения, серверные комплексы, межведомственный контур и публичный контур ОГИЦ. Появилась возможность тестировать взаимодействие при оказании пилотных услуг. Когда накопилась критическая масса технологий, стало возможным предлагать сервисы. Думаю, что Росинформтехнологии пошли по верному пути. Имея такую мощную инфраструктуру, теперь уже некуда отступать. Чиновникам придется преодолевать свою инерционность и сопротивление, хоть это произойдет не быстро.
На Западе электронное правительство действует в рамках двух проектов: e-government (внутреннего взаимодействия между ведомствами) и e-citizen (внешнего — с гражданами). Интересен опыт Сингапура, в котором к осознанию, какие электронные услуги будут востребованы гражданами, было подключено все общество во главе с национальным университетом. В публичной системе серьезные функции перемежаются с развлекательными. Например, наряду с оформлением документов или оплатой штрафов можно посчитать коэффициент своего веса, узнать нечто интересное о домашних животных. Внешней системой обычно занимается коммерческая структура или околоправительственное коммерческое агентство. С ними заключается контракт на длительный срок и вменяется в обязанности развитие, наполнение и эксплуатация системы. У нас это невозможно — закон № 94 разрешает заключение госконтрактов только на год.

Документы

  • Постановление правительства от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»
  • Приказ Мининформсвязи РФ от 11 марта 2008 года № 32 «Об утверждении положения об ОГИЦ»
  • Приказ Минкомсвязи от 23 марта 2009 года № 41 «Об утверждении требований к технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, унифицированным программно-техническим средствам подсистемы УЦ ОГИЦ»


Финанс. © 2000–2008
Все права защищены
Гиперссылка обязательна
Адрес редакции: 127238, Москва,
Локомотивный проезд, д.21а
тел.: +7 (495) 660–1727